Иконы в коллекцию Иконы в дом Около икон Выкуп икон Архив
икон
в сторону икон Связь
Мы купим у вас старую икону
 
  Мы любим старые иконы и с радостью покупаем их у частных владельцев. Иконы для нас - самое ценное, что сохранилось от материальной культуры царской России. Это и увлечение, и страсть, и предмет научных изысканий. И заработок, поскольку мы хорошо знаем современное общество любителей древностей и дружны со многими ведущими арт-дилерами и собирателями старины, которые самозабвенно охотятся за редкостями и красотами древнерусского искусства. 
 Если вы храните или получили по случаю старинные иконы и хотите понять их ценность, просто наведите на них смартфон и вышлите фотографию на вотсап 8 926 842 15 79 . Все объясним и расскажем, поделимся своим видением цены, а договоримся - охотно купим в тот же день. Даже если вы в другом городе - мы приедем. 
  Хотя наша специальность - северные иконы 17-18 веков, мы неплохо знаем и страстно любим допетровские древности, начина с 16 века (15 век, увы, попался всего два-три раза в жизни). Мы также с большим уважением относимся к поздней иконе, особенно традиционной, великолепные образцы которой создавались в старообрядческих мастерских Выга, Поволжья, Урала и Москвы. Мы неплохо осведомлены в ценах на эти памятники и стараемся в своих оценках ориентироваться на самые высокие планки спроса. 
 Сколько стоит старая икона? Очень приблизительно можно сказать, что качественный 19 век - в пределах 100 000 рублей, стандартный 17-18 век - 200 000, эталонные и высококачественные образцы лучших иконописных школ 17-19 веков - от 300 000 и выше, а если речь идет о шедеврах - иконах 16 века и более ранних, или с именем мастера, или в серебряных с эмалью окладах - это могут быть уже многие сотни тысяч, иногда миллионы. Но, хотя эти иерархии цен теоретически существуют, довольно трудно бывает определить конкретную цену конкретной вещи. 
 Хотите продать икону - звоните нам, а если хотите немного больше узнать об особенностях сегодняшнего ценообразования на старинные иконы - почитайте небольшой трактат, специально написанный нами по этому случаю, из которого ясно, что ответ на вопрос - сколько стоит старая икона? -  сложен, многогранен и порой не может быть прояснен до конца.
  
 
Сколько стоит старая икона?
  Один человек получил в наследство старую икону с какими-то богами, нарисованную на дереве, в красивой металлической крышке.
 Он отнес ее в магазин в центре Москвы и там оценщик определил, что это икона Владимирской Богоматери мстерского письма конца 19 века в серебряном окладе калужской работы. 
 Наследник, которому икона обошлась в 0 рублей и была не нужна, легко согласился продать ее за 100 000 рублей. Магазин выкупил икону за 100 000 рублей и выставил на продажу за 200 000 рублей. Вскоре в магазин с еженедельным рейдом заглянул профессиональный иконный торговец и купил икону за 200 000 рублей. 
  Торговец выставил икону на аукцион, малоизвестный, но где, он знал, должны были встретиться два коллекционера. Коллекционер 1 скупал только мстерские письма (сюжет ему был безразличен). Коллекционер 2 - образы Владимирской Богоматери (школа живописи ему была безразлична). Тем самым на этом лоте их интересы пересекались. В итоге оба коллекционера вступили в схватку и икона была продана за 500 000 рублей.
 
  
"Богоматерь Владимирская", Мстера, 19 век, серебряный оклад. Цена 100 000 руб. на скупке, 200 000 руб. у профи-дилера, 500 000 руб., когда нужна сразу двоим клиентам.

  Прошло время. Коллекционер 1, купивший икону, собрался уезжать за границу и был вынужден продать все свое собрание. Икона опять попала на тот же аукцион. Коллекционер 1 надеялся, что икона будет продана за сумму близкую закупочной. Но увы, теперь некому было состязаться за вещь. Как коллекционер 1 потерял интерес к Владимирским, так коллекционер 2 по своим причинам уже остыл к Мстере. Теперь ни сюжет, ни стиль больше не являлись факторами повышения цены данной иконы. В итоге икона была несколько раз перевыставлена с уценкой, пока ее опять не купил торговец за 200 000 рублей. 
  Он немного почистил живопись и оклад, установил икону в киот и на этот раз не понес ее на аукцион. Он отдал ее на комиссионную продажу в магазин в центре Москвы за 500 000 рублей. Торговец знал, что в этом магазине недавно появился новый клиент - бизнесмен, покупающий иконы на подарки важным лицам. В иконах он не разбирался, ему нужно было, чтобы вещь выглядела презентабельно, была "понятная и приятная". Икона была выставлена за 500 000 рублей. Вскоре пришел тот самый клиент с намерением подобрать подарочную икону для очередного важного лица. Клиенту было безразлично, какой на иконе сюжет, какой она школы письма и какие на серебре клейма, но вещь была "понятная и приятная". Но на подарок у него было выделено 300 000 рублей. Торговец, выставивший икону, согласился с уценкой. Бизнесмен купил икону за 300 000 рублей и подарил другому коммерсанту. 
  Некоторое время она пробыла в его загородном доме, но потом он, далекий от церковной культуры, пожертвовал образ (не нужный ему и обошедшийся в 0 рублей) в недавно отстроенный поблизости храм. Вскоре коммерсант переселился в другое место, а в церкви сменился настоятель. Новый настоятель нуждался в деньгах для ремонта кровли и легко продал икону, обошедшуюся ему в 0 рублей, за 100 000 рублей перекупщикам. Те выставили ее за 200 000 в магазин в центре Москвы. Но на данный момент клиент, покупавший в этом магазине иконы для подарка, потерял интерес к иконам. Она простояла в продаже год и не привлекла ничьего внимания.
  
 "Богоматерь Владимирская", Мстера, 19 век, серебряный оклад. Цена 200 000 руб., если на нее нет конечных клиентов, 300 000 руб., если она подходит для подарка и 100 000 руб., если досталась не заинтересованному человеку даром. 
 
 Неожиданно картина спроса изменилась. Сюжет и школа письма мстерской иконы Владимирской Богоматери по-прежнему не играли роли, но зато калужское городское клеймо на серебряном окладе, которому раньше не придавалось особого значения, оказалось вдруг  фактором беспрецедентного роста цены. Дело в том, что в Калуге появился коллекционер, скупавший все, связанное с этим городом. Среди иконных торговцев разнеслось: есть заказ на калужские клейма. Икону немедленно купил за 200 000 знакомый нам расторопный торговец и тут же перепродал за 300 000 тому, кто в дилерской цепочке находился ближе к клиенту.
  Но и у того не было прямого выхода на клиента. Икона продолжила перепродаваться от дилера к дилеру. За ней шла охота. Ажиотаж рос. Тот, кто вчера продал ее за 300 000, сегодня получал предложение 400 000, но не мог вернуть икону, потому что купивший у него продавал ее за 500 000 и тут же получал предложение 600 000, и так далее. Наконец, последний посредник купил икону за 1 000 000 рублей.  
 Он действовал со спокойным сердцем. Конечно, он знал, что до ажиотажа цена вещи была 200 000 рублей. Но теперь, на пике ажиотажа, он мог продать икону за 2 000 000. Предложения от коллег 1 200 000 -1 400 000 он игнорировал в уверенности, что сам снимет все сливки с этой удачной ситуации, и спокойно ждал решения клиента, который уже дал заочно согласие на покупку и, по прошлому опыту, 100% должен был икону приобрести.
 Увы, выстрел оказался холостым. Клиент, взяв икону в руки... неожиданно отказался платить за вещь, мотивируя тем, что клеймо ему кажется немного подозрительным, да и вообще почему-то душа не лежит... 
 Все закрутилось в обратном направлении. Пытаясь вернуть хотя бы часть вложенного,  владелец иконы бросился ко всем, кто вчера готов был покупать икону за 1 400, 1 200, 1 000... К сожалению, даже о половине этой суммы не приходилось теперь и мечтать. В итоге... наш дилер отнес ее в уже знакомый нам магазин в центре Москвы. 
 Там она и висит сегодня за 500 000 рублей. Каждый, кто прочел нашу правдивую историю, может прийти и убедиться в этом. 
   Зайдите в магазин и для эксперимента попробуйте снизить цену, апеллируя к "объективной" котировке: продаже этой иконы на аукционе за 100 000 рублей. 
  Что скажет продавец? А вот что: 
  - Но вы же не можете сейчас пойти и купить ее за 100 000, верно?
 А если вы, напротив, попробуете играть на повышение, напоминая, что когда-то за икону был заплачен аж 1 000 000 рублей, продавец ответит:
- Ну вы же не можете сейчас пойти туда и продать ее за 1 000 000, верно? 
- Так сколько же?! Сколько же, наконец, НА САМОМ ДЕЛЕ стоит эта старая икона?!, - воскликнете вы в недоумении, но не получите ответа. 
"Богоматерь Владимирская", Мстера, 19 век, серебряный оклад. Цена 1 500 000 руб., когда за нее обещают дать 2 000 000 руб., и снова 200 000  руб., когда за нее не дают и 300 000 руб.  

Факторы стоимости старой иконы
 Вот почему, сочиняя статью "Сколько стоит старая икона", мы сразу отказались от жанра "Факторы стоимости старой иконы" и тому подобных рассуждений, украшающих сайты антикварных скупок на вершинах поисковых рейтингов. 
  Эти факторы (раскрытие которых, кстати, в большинстве случаев производится весьма безграмотно) - возраст, сохранность, сюжет, качество, оклад, надписи и прочее - сами по себе не имеют исключительного значения.  
  Торговцы делятся этими "секретными знаниями" на закупочных страницах своих сайтов, чтобы создать иллюзию прозрачности своих аргументов при покупке вашей иконы. Мол, мы ничего не скрываем и делимся всеми тонкостями атрибуции. Однако нигде вы не найдете прямого перерасчета качественных характеристик в денежные. Где-то вам, может быть, и расскажут, что сюжет "Владимирской" востребованнее сюжета "Взыскание погибших", а живопись Мстеры ценнее живописи Холуя. Но нигде вам не сообщат, что если сюжет - Владимирская, мы умножаем некий коэффициент на 10, а если она мстерского письма, то еще на 50, а если на окладе клеймо Калуги - то на 100. 
  И торговцы не виноваты. Просто цен на иконы не существует, как и подобных "коэффициентов". Так что увы, любое руководство по самостоятельной атрибуции вашей старой иконы не раскроет понимания цены. 
  Представьте себе определитель грибов, детально дающий нюансы их морфологии, но не говорящий главного - съедобен гриб с теми или иными признаками или ядовит. Такая книга может быть любопытна с научной точки зрения, но с кулинарной абсолютно бессмысленна. Точно таковы "разъяснения" на сайтах иконных торговцев. 
  Допустим, вам удалось разобраться в азах атрибуции и ваш вопрос звучит уже не "Сколько стоит старая икона с какими-то богами, нарисованная на дереве и прикрытая красивой металлической крышкой?" а более грамотно: "Сколько стоит мстерская икона Владимирской Богоматери в серебре калужской работы?". Итак, сколько же стоит эта конкретная икона? 500 000, как написано на товарном ярлыке? 300 000, за которые, скрепя сердце, согласится продать ее незадачливый хозяин-дилер? 200 000, которые готов дать иконщик-профессионал? 100 000, что готов дать скупщик? А может, 1 000 000, который однажды удалось выручить за нее на пике ажиотажа? Или 2 000 000, которые гипотетически дал бы наш непостоянный калужский коллекционер, не попади ему вожжа под хвост?! А может, наоборот - 0 рублей, как в тот момент, когда она бесплатно досталась человеку, которому оказалась не нужна...?! 
    Увы, мы видим: в рецепте успешной продажи старой иконы сама икона, сколь бы точно она ни была атрибутирована - это всего лишь один из компонентов, пусть важнейший, но недостаточный. Как в сказке "Каша из топора" не топор делает кашу, а именно остальные ингредиенты, так и продажу иконы делает зачастую не столько сама икона, сколько то, КТО продает, КАК и КОМУ.
 Если вы хотите продать старую икону сразу и за наличные, то первая и вторая составляющие этой формулы понятны. Остается понять последнее - КОМУ продать?
 Итак, вопрос: сколько стоит старая икона? - мы оставим как отвлеченный и не допускающий сколь-нибудь точного ответа. Для владельцев иконы, чтобы выручить максимум цены, гораздо актуальнее формулировка: кому продать старую икону?
  
"Два столба". Вот как атрибутировали икону "Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские" в одном из центральных антикварных салонов, на сайте которых вы прочтете о прекрасных опытных экспертах, готовых по достоинству оценить вашу старую икону.
 
 Кому продать старую икону? 
 Казалось, бы просто - разослать фото иконы на десятки сайтов и вотсап-номеров, всплывающих первыми в поисковике на запрос "кому продать старую икону", дождаться ценовых предложений  и выбрать наивысшее из них. 
 Фактически вы здесь, пользуясь преимуществом всех карт на руках, вызываете игроков антикварного рынка на аукцион, где они бьются друг с другом вслепую и без правил. 
 Хоть такая тактика и безмерно раздражает всех участников игры, вас она ставит в беспроигрышное положение. 
  Но лишь на время. Вскоре она может обернуться против вас таким явлением, как "перезасветка". Кроме того, против вас неизбежно используют труднопобедимого "еврейского сторожа".  
  Старинная икона наделена не только доской, письмом, сохранностью, временем создания, окладом и прочими признаками, о которых нам рассказывают на сайтах "маститых" антикваров. У старой иконы, никогда не бывавшей на антикварном рынке, есть еще оно качество, бесценный потенциал, который, как освобождение джинна из кувшина, можно великолепно использовать - но только один раз. Это потенциал "незасвеченности". То есть - сенсационности. Есть волшебный момент, когда  икона в пыли и патине, снятая первым владельцем со стены и предложенная немногим первым покупателям, стоит дороже, чем ее сестра-близнец в антикварной витрине, по которой годами скользили тысячи равнодушных глаз. Это очень тонкий, почти иррациональный момент, но он реален. 
 Однако сенсационность нарастает, достигает пика и идет на спад. Важно чувствовать рост волны ажиотажа и не пропустив момента, продать икону на самом пике. 
 Спад начнется с того момента, когда икона пойдет жить своей жизнью в информационных сетях торговцев. А произойдет это быстро. Если вы основательно "перезасветили" икону, предложив ее сразу многим игрокам - дешеветь она начнет уже через несколько часов. Большинство торговцев, получивших изображение вашей иконы, далеко не такие блестящие эксперты и профессионалы, как написано на их сайтах. Всеми силами затягивая переговоры, они попытаются найти покупателя еще до выкупа вашей иконы. Они начнут рассылать ее фото коллегам с намеренно завышенной, взятой с потолка ценой, чтобы прощупать спрос. Они выставят ее на профильные форумы с комментарием: "Уважаемые спецы, сколько надо за нее дать, чтобы заработать?". Потенциальные конечные покупатели  получат ее фото от разных перекупщиков с разными ценами, что скомпрометирует ее в их глазах, и когда эти немногочисленные люди, чьи покупки действительно формируют цены сегодняшнего дня, разочаруются в "гуляющей" вещи (нет хуже, когда одну и ту же икону клиенту предлагают разные люди по разным ценам), спрос на неё начнет обваливаться. 
 Также весьма вероятно, что перебирая скупщиков наобум и тем самым даром сжигая бесценный заряд сенсационности вашей иконы, вы наткнетесь на антиквара опытного и саркастического, понимающего, что какую цену он ни назови - вы не продадите икону, а пойдете дальше, оттолкнувшись от названной вам цифры. Этот дилер огласит абсурдно завышенную цену, для того чтобы обессмыслить все ваши последующие попытки найти покупателя. Даже если следующее предложение окажется более чем адекватным (к примеру, у антиквара есть клиент, готовый выложить за вашу икону 500 000, и вам предложат 400 000, притом, что ее нормальная закупочная цена 200 000), вы отвергнете это прекрасное предложение, ведь к вам приставлен "еврейский сторож" - "предложение" в 1 000 000! Стоит ли говорить, что когда вы, рассорившись с целым светом и завоевав репутацию неадекватного владельца, явитесь за обещанным миллионом, вам предложат 100 000, издевательски сославшись на только что вскрывшиеся мнимые недостатки предмета. 
 Некоторые жертвы подобной травли со стороны дельцов потом годами мечутся по рынку, пытаясь получить призрачный 1 000 000 или хотя бы те 400 000, что были так легкомысленно отвергнуты в момент ажиотажного пика спроса на икону, но рынок обычно второго шанса не дает, особенно если дело касается такой зыбкой, целиком зависящей от вкусов и настороений сферы, как цены на старые иконы. 
  Итак, мы обнаруживаем, что помимо постоянных факторов, определяющих цену старой иконы - формы шпонок, наличия ковчега, "драгоценных камней на окладе" и прочих второстепенных или сомнительных признаков, которыми потчуют нас сайты "элитных антикварных салонов", есть еще один, очень важный, никем не называемый и одномоментный фактор - "незасвеченность", или сенсационность. 
 Этот фактор можно сравнить с заряженным ружьём в лесу, полном ценной дичи, которое попало в руки новичка. Ему предстоит выбрать - попытать счастья самому, выследив и с одного выстрела прихлопнув ценную добычу, или отдать заряд в руки опытного охотника, живущего этими джунглями и знающего в них каждый кустик и каждую тропинку - но согласиться на половину "шкуры". Ружье стреляет один раз. И кажется, ответ вполне очевиден. 
 Остается одно - из множества "охотников", рыщущих здесь, выбрать по-настоящему опытного, а не того, который прикидывается.
  
Первозданное состояние и происхождение "из первых рук" - ценнейший фактор стоимости старинной иконы. Увы, временный. 
 
Кому НЕ продать старую икону
  Мы так устроены, что полагаем, будто чем богаче человек - тем больше он может заплатить. Поэтому, продавая икону, ищем самого импозантного покупателя с роскошным салоном в центре Москвы и сайтом, декорированном виртуальными мрамором и бронзой. 
  В целом признаки процветания - это безусловно плюс к имиджу антиквара. Но на счастье, в эпоху интернет-медиа мы можем оценить не только внешний лоск нашего покупателя, но и качество его профильной деятельности, чтобы понять - действительно перед нами мастер иконной торговли или все же далекий от мира старинных икон человек, просто перепродающий свою даровую поживу настоящим иконщикам-профессионалам? 
 Для того, чтобы это понять, нужно не так уж много: прежде чем звонить по первому же телефону, выпавшему в ответ на запрос "как продать икону" в поисковике или маячащему в прилипчивом рекламном окошке, следует пройти на сайт антиквара и посмотреть, как там представлена иконная тема.
  В рекламных текстах, уговаривающих продать икону именно ему, каждый антиквар пишет, что он настоящий многоопытный эксперт-искусствовед с большим опытом работы в иконной сфере, знаток, десятки лет тренировавший свои знания в общении с сотнями памятников иконописи. 
 Вот и давайте поищем этому подтверждение. Давайте поищем на сайте этого специалиста иконную витрину с сотнями наличествующих или проданных икон, прекрасно и детально сфотографированных, грамотно и стильно описанных. Изучим цены на те иконы, что стоят в продаже. Почитаем статьи и исследования, оценим художественное качество, да и просто элементарную грамотность этих текстов... 
  Увы, в ряде случаев мы и следа ничего подобного не найдем. А обнаружится, что нас завлекает откровенно закупочный сайт. Кликнем на уровень вверх - и окошко об иконах затеряется среди подобных, столь же горячо уговаривающих продать золото, серебро, живопись, мебель, фарфор, сабли, стекло, монеты... 
  Вряд ли здесь будут специалисты по иконам, да и просто специалисты хоть в чем-нибудь, кроме собственно коммерции. Скорее всего, данный магазин, как и большинство антикварных "универсамов", просто чешет частым гребнем рынок, в надежде ухватить если не одно, то другое или третье. Не вышло с иконой - отобъемся на орденах или гобеленах... Подчас владельцы таких магазинов и правда одаренные сверхэнергичные люди, и их достоинства - нюх, хватка, авантюризм, "спинной мозг", чующий запах прибыли в самых разнообразных сферах. Но икону, купленную у вас утром, днем они отправят на оценку и атрибуцию уже настоящим специалистам, часто на самом деле не зная ни века, ни школы, ни названия покупки - да и зачем забивать этим голову, если есть талант дешево купить раритет. Так что советуем:
1. Не продавайте иконы не-иконщикам. 
Мы стрижемся у парикмахера, чинить кран зовем водопроводчика, так давайте же доверять иконы тем, кто занимается иконами.  
ИЗБЕГАЙТЕ ВСЕЯДНЫХ ТОРГОВЦЕВ!
2. Обращайте внимание на... правописание и стиль. 
Зададим себе вопрос: человек не отличает простых "тся" и "ться", а точно он в таком случае отличит стиль 16 века от 17, что намного сложней? Если он не владеет тайной слитного или раздельного написания частицы "не", то стоит ли ожидать от него знания тайн византийской иконографии, гораздо более недоступных и глубоких? И путаясь в падежах и склонениях, что является достоянием 4 класса средней школы, не запутается ли он в атрибуциях иконописных традиций и стилей, что требует мудрости бакалаврского уровня? И если, говоря об иконах, наш автор громоздит чудовищно безвкусный текст, демонстрируя полную отчужденность от мира прекрасного - можно ли доверять его художественному вкусу в вопросе оценки качеств вашей иконы? 
Вряд ли можно любить иконы и не любить слова. И нечистоплотность языка скорее всего чревата нечистотой в расчетах.
ИЗБЕГАЙТЕ НЕВЕЖД!
3. Проверьте оригинальность фото икон. 
Возможен и другой путь: текст про иконы писали не сами торговцы и скупщики, а нанятый ими грамотный в лексическом отношении молодой интеллектуал. Этот не допустит "вам понравиться, увидев", а созданный им рекламный текст-компиляция хоть и будет иметь нулевую информационную ценность, но внешне будет усердно мимикрировать под речь знатока. Такого рода подлог, если вы не специалист, распознать можно... по иллюстрациям. Автор смыслит в правописании, но не в иконах, фото которых он найдет в сети и поставит наобум. И текст, повествующий о тонкостях выделки северных иконных досок 17 века, украсится... иконой Оружейной палаты из Третьяковки. Рассуждения о нюансах древнего иконного письма - изображениями икон-новоделов, взятых с сайта малоизвестной иконописной мастерской. А фото иконы 17 века будет утащено со специализированного на древних иконах сайта (ведь в реальности у "всеядного" антиквара за всю жизнь может перебывать не более десятка икон, и среди них ничего подходящего для иллюстрации конкретного пассажа). 
Итак - скорее всего, вы на сайте ловкачей, мечтающих "срубить на грош пятаков", если фото старинных икон гуглится как неоригинальное. 
ИЗБЕГАЙТЕ ФОТО-ВОРИШЕК!

Получили в наследство старую икону? Хотите продать икону по-настоящему понимающим людям? Не торопитесь, изучите материалы как можно большего количества сайтов и обращайтесь не туда, где "фантик" выглядит дороже, а туда, где сама языковая и информационная ткань окажется драгоценнее.
 
  
Связь: +7 (926) 842-15-79, ilyaborovikov@yandex.ru. Адрес: г.Москва, Старопименовский переулок, 18
ОБРАТНО